Понедельник
29.04.2024
04:21
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МДОУ Комсомольский детский сад "Ромашка"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [37]
Методические объединения [2]
Статьи МО
Инновационная деятельность [1]
работа творческой группы
Непосредственная образовательная деятельность [0]
НОД
Видеоклипы [0]
Видео, ролики

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Арт-терапия с детьми ОВЗ
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ
(ограниченные возможности здоровья)

Арт-терапия – междисциплинарное направление, которое возникло на стыке искусства и науки (медицины, педагогики, социологии и других). Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала. В настоящее время арт–терапию все чаще рассматривают как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности.
Сам термин «арт-терапия» (буквально - терапия искусством) был введён А. Хиллом в 1938 году, и является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы может помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Ведь, перенося свои трудности из реальной жизни в выдуманные сказки или на лист бумаги в виде рисунка – можно совершенно по-другому посмотреть на себя и ситуацию, найти выход. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира.
Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:
- формированию представлений о себе;
- изучению и выражению своих чувств и эмоций;
- формированию позитивного самовосприятия;
- развитию коммуникативных навыков;
- снятию психоэмоционального напряжения;
- развитию способностей к различным видам творческой деятельности.
Арт-терапия - это инструмент, позволяющий развить фантазию и изобразительные способности детей и при этом заглянуть в их внутренний мир, чтобы научиться поддерживать, понимать их психологические переживания.
Занятия подходят для испытывающих трудности в общении, стеснительных, тревожных, нервозных, раздражительных детей.
Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.
При пассивной форме ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.
При активной форме арт-терапии ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Практически каждый ребёнок с особенностями развития может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир.
Формы организации коррекционно-развивающего процесса:
• Индивидуальная работа;
• Групповая работа.
Групповые занятия проводятся небольшой группой, объединяющей детей по возрасту и степени выраженности структурного дефекта (до 6 человек). Продолжительность группового занятия от 20 до 40 мин. Продолжительность индивидуального занятия 15-12 мин.
Для проведения арт–терапевтических занятий необходимы:
- Сенсорная комната для проведения занятий с использованием сказкотерапии;
- Кабинет-студия для индивидуальной и групповой работы как с несовершеннолетними, так и с их родителями. Кабинет–студия является наиболее подходящим типом помещения для работы с некоторыми группами детей (со сниженным интеллектом, с ограниченными возможностями и др.), а также с соматическими заболеваниями.
Требования к кабинету-студии
На каждом рабочем месте находится необходимый набор материалов (бумага разных форматов, краски, восковые мелки или пастель, карандаши) заготовки для коллажа, глина и другие материалы (природные материалы), если кто–то из детей предпочтет оригинальную изобразительную технику, Для кабинета–студии неотъемлемой частью является раковина. Должно быть специально отведенное место для хранения работ детей.
Ожидаемые результаты работы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
- Коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта;
- Повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения;
- Оптимизация психических процессов и функций.
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
- Гармонизация личностного и интеллектуального потенциала;
- Эмоциональная готовность - восприимчивость к социуму;
- Гармонизация внутрисемейных отношений;
- Снижение уровня конфликтности в социуме.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
- Раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей несовершеннолетних;
- Развитие эстетического кругозора.
Особенностями арт-терапевтического подхода являются:
1. Без оценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно понимать. Дети чувствуют себя в безопасности, дать знать, что создание образов - это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
2. Дети являются своего рода экспертами. Упражнения созданы таким образом, что отправная точка - опыт каждого ребенка. В этом смысле дети - «эксперты» в отношении своих работ.
3. Важен вклад каждого из детей, он важен и уникален. Все работы рассматриваем с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
4. Сохранение тайны необходимо, поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны охраняемы.
5. Дети рассказывают о своей работе. Нужно не интерпретировать работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), дети говорят то, что считают нужным.
Выделяют различные техники и приёмы арт-терапии:
 Анимационная терапия – создание мультфильмов;
 Артсинтезтерапия. Используется 7 техник искусств:
упражнения в ассоциациях, живопись, стихосложение, театр импровизации, драматургия, риторика, сценическая пластика.
 Библиотерапия – использование специального литературного материала;
 Видеотерапия - терапия на основе фильмов / видео предполагает создание фильмов;
 Драматерапия. Она использует такой широко распространённый технический приём, как драматизация, т.е. разыгрывание какого либо сюжета. И хотя оно называется драматерапией, в её основе лежит искусство, а не драматургия.
 Игротерапия. Игротерапия применяется для воздействия на детей с
невротическими расстройствами, эмоциональными нарушениями. Цель игры помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и
недостатки.
 Изотерапия – рисование, лепка, аппликация;
 Имаготерапия – это театрализация;
 Маскотерапия. С детьми возможна работа с помощью этого метода, но в более легком формате, с изготовлением масок животных, сказочных персонажей;
 Музыкотерапия - использование музыки; игра на музыкальных инструментах;
 Кинезитерапия - это пение,вокал, танец, движение
 Оригами – это складывания бумажных фигурок без ножниц и клея
 Песочная терапия
 Работа с глиной
 Сказкотерапия – использование сказок с различным смыслом.

Занятия с использованием арт-терапевтических техник и приёмов изображения не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Применение нетрадиционных техник в воспитательном процессе как педагогами, так и родителями позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество. Это является исключительно важным для всех детей.

Литература:
1. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб, 2002.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 2006.
3. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
4. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб, 2002.
5. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия М., 2000.
https://samopoznanie.ru/schools/dramaterapiya/#ixzz7Dx1Vf4wZ
Категория: Мои статьи | Добавил: Ирина (20.12.2021)
Просмотров: 93 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Block title
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Поиск

Друзья сайта