Понедельник
29.04.2024
06:39
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МДОУ Комсомольский детский сад "Ромашка"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [37]
Методические объединения [2]
Статьи МО
Инновационная деятельность [1]
работа творческой группы
Непосредственная образовательная деятельность [0]
НОД
Видеоклипы [0]
Видео, ролики

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


"Эффективное взаимодействие с родителями по развитию речи детей "
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
По результатам анализа наблюдений в группе можно отметить следующие проблемы развития речи у детей:
- связные высказывания короткие;
-отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий;
- большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Необходимо отметить и недостатки в организации педагогического процесса:
- при проведении занятия педагог больше обращает внимание на себя, свою речь, правильность использования методических приемов, но не видит ребенка, т.е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог;
- недостаточная подготовка педагога к занятию (так, при рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы).
Немаловажную роль в речевом развитии ребёнка играет семья. Семья - это ближайшее и постоянное окружение ребёнка. Развитие речи ребёнка без активного участия родителей невозможно. Первые слова, предложения он слышит и произносит в семье. К сожалению, не все родители уделяют достаточно внимания речевому развитию ребёнка. Семья и детский сад имеют свои функции и не заменят друг друга, но могут плодотворно взаимодействовать в вопросах речевого развития детей. Основная задача ДОУ по речевому развитию дошкольников – это объяснить родителям, какую роль они выполняют в процессе развития речи ребёнка. В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Мы поставила целью своей работы: повышение уровня речевого развития детей дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи.Начиная со средней группы и доподготовительной.
Задача: — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методики развития речи.
Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Задачи совместной работы:
• создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
• обеспечение эффективной общей и речевой подготовки к школе;
• выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
• определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;
• целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
• учитывать пожелания родителей, их предложения;
• познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.
Для повышения уровня речевого развития детей в работе с семьей я использую традиционные и нетрадиционные формы и методы:
Каждый учебный год нами планировались групповые родительские собрания по речевому развитию:
- «Развитие речи младших дошкольников»
- «Развитие речи дошкольников дома»
- «Готовимся в школу вместе».
В конце учебного года (средняя группа) проводилось родительское собрание «По дорогам сказки». Проводилось оно в форме викторины по сказкам. В старшей группе было проведено родительское собрание «Роль семьи в формировании интереса к чтению» в форме игротеки. Её цель — демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале.
Также в своей работе используем консультации для родителей: «Ребёнок и книга»,«Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых», «Развитие связной речи детей в семье», «Речевая подготовка детей к школе в семье»
Наглядная агитация играет немаловажную роль. Поэтому в приёмной группы оформляются: папки-передвижки, памятки, выставка методической литературы.
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Наша деятельность направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Мы используем одну из форм работы – метод проектов. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта. Для развития речи дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.
Например, проект«Путешествие в страну вежливости»
Цель проекта: Создание педагогических условий для формирования у детей культуры поведения и речевого этикета через использование методов проекта.
Результаты проекта:
У воспитанников стали формироваться знания и навыки вежливого поведения в быту, игре, в другой деятельности.
Обогатился и активизировался словарь «вежливых слов» формулами речевого общения. (Дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости).
Укрепились дружеские взаимоотношения детей в коллективе.
Повысился уровень культуры вежливости детей и педагогический уровень родителей.
Продукт: Книжка – самоделка «Пословицы и поговорки о дружбе»
Проект «Мама, папа, я — читающая семья»
Цель проекта:
Помочь родителям осознать ценность семейного чтения как эффективного приема развития речи детей.
Презентация проекта:
• Создание выставки детских книг, прочитанных дома.
• Совместные рисунки «Краски прочитанной книги».
• Семейные фотографии «Вместе с книгой я расту».
Анализ проекта
К окончанию проекта «Книги разные важны, книги каждому нужны»дети старшей группы узнали:
- о разнообразии книг, жанрах произведений;
- историю происхождения и изготовления книги;
- о профессиях библиотекаря, писателя, художника-иллюстратора;
- правила общения с книгой.
Дети стали бережнее относиться к книгам (не бросают их на пол, не рвут, аккуратно перелистывают страницы). В НОД с удовольствием придумывают и рисуют свои книги. Дети чаще стали обращаться к книге за знаниями, рассматривать энциклопедии.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом.
Активность родителей в создании фотогазеты, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Используя метод проектов в работе с родителями по развитию речи, позволяет использовать и региональный компонент.
Проект «Моя семья, моя родословная»
Цель проекта:
Формирование у детей понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, обогащать словарь детей новыми словами и терминами, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам.
Задачи проекта:
формировать у детей представления о семье;
формировать представления о родственных отношениях;
закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи.
Результативность проекта.
За время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился:
1. Дети стали лучше владеть понятием «семья».
2. Воспитанники еще больше узнали информации о своей семье, профессии родителей.
3. Дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, родственные отношения.
4. В процессе работы над проектом дети узнали о своих правах и обязанностях.
5. Укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей. Родители из наблюдателей перевоплотились в активных участников жизни детей в детском саду.
Проект «Мой дом – Кузбасс»
Цель проекта: Создание условий для формирования чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, воспитание интереса и любви к родному краю через организацию проектной деятельности с детьми и родителями
Задачи проекта
1. Расширение представлений детей о родном крае, его культуре, истории и современности.
2. Развитие любознательности и интереса к изучению родного края.
3. Развитие и обогащение речи дошкольников, эрудиции и интеллекта.
4. Организация работы с родителями по привлечению их с ознакомлением детей с достопримечательностями края, историей и культурой родного края, его природой.
5. Воспитание гражданина любящего и знающего свой родной край и уважающего граждан Кемеровской области.
Формы работы
1. Создание картотеки стихотворений, загадок о родном крае.
2. Подбор информационного материала, создание игр, пособий.
Продукт проекта: Создание книжек «Берегите природу родного края,
Закончился проект проведением КВНа «Знатоки природы родного края»
Результатами нашей работы можно назвать высокие показатели участия в муниципальных и областных конкурсах (использование регионального компонента)
• Савков Арсений «Поэзия земли Кузбасской» (грамота УО Администрации Тисульского муниципального района 1 место в районном конкурсе выразительного чтения, октябрь 2017);
• Савков Арсений- «Моя Кемеровская область» (диплом победителя регионального конкурса научно – исследовательских, методических и творческих работ, 2017);
• Савков Арсений «Живая классика» (грамота УО Администрации Тисульского муниципального района 3 место в районном конкурсе юных чтецов, февраль 2019);
• Ющенко Михаил - «Я строки тебе посвящаю..» (грамота УО Администрации Тисульского муниципального района за 2 место в районном конкурсе выразительного чтения, январь 2020)
• «Фестиваль профессий» (1 место в районном конкурсе профессий, февраль 2020) ( 5 человек)
• Конкурс патриотической песни «Виктория» (май , 2020) ДДТ ( 2 место)
• Ющенко Михаил - Онлайн – проект «Читать, чтобы помнить» в рамках года памяти и славы, 75 – летия победы ВОВ (Администрация Тисульского муниципального района)
• «Научно – практическая районная конференция для дошкольников «Моё открытие» по теме «Птицы родного края» (грамота за участие, апрель 2019).
• «Кузбасс – страна счастливого детства», конкурс ДОиНКО детских мультипликационных фильмов, номинация «Сказки о природе Кузбасса».
Название мультфильма «Теремок у воды» (сертификат участника, февраль 2018.Сказку озвучивали воспитанники моей группы);
Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество. Проекты рассчитаны на значительный отрезок времени. Завершается проект презентацией, которая предполагает выпуск газет, альбомов, организацию выставок, праздник. Взрослые и дети демонстрируют результат своей деятельности, радуются достижениям друг друга.
В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.
Категория: Методические объединения | Добавил: elenayacck (22.03.2021) | Автор: Якк Едена Владимировна E
Просмотров: 126 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Block title
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Поиск

Друзья сайта