В преддверии нового года в нашем дошкольном образовательном учреждении прошел педагогический практикум по теме «Праздники в детском саду и взаимоотношения родителей и детей».
Данный практикум провела воспитатель старшей группы Савкова Алёна Павловна.
Цель данного практикума: показать актуальность праздников с активным участием родителей; формировать положительные взаимоотношения родителей со своим ребенком, устанавливать эмоциональные контакты; вовлекать родителей в обсуждение общих правил поведения на празднике, принять Праздничный кодекс.
Педагогам было предложено использовать на собраниях прием «Мудрые мысли» по теме собрания.
(На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей на тему собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждой карточки.)
- «Праздник – день массовых игр, развлечений; счастливый день, ознаменованный каким-нибудь важным приятным событием»;
- «Быть другом своих сына или дочери значительно труднее, чем прокормить и одеть их»;
- Бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю жизнь».
- Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.
А.П.Чехов
- Вы ничего не можете сделать с длиной вашей жизни. Но можете кое-что сделать с ее глубиной и широтой.
( Жизненная мудрость)
- «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
Сухомлинский В. А
- «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».
Макаренко А. С.
Следующим заданием для педагогов было: поразмышлять над словами «Мир взрослых» и «Мир детей».
- Что вы подразумеваете под этими словами?
- Что бы вы выразили этими словами?
- Какие ассоциации вызывают у вас эти слова?
(Время 1 минута, звучит музыка).
Затем воспитатели рисовали «Мир взрослых» и «Мир детей».
По ходу рисования родителям задавались вопросы:
- Есть ли взаимодействие между миром взрослых и миром детей на вашем рисунке?
- Как они могут взаимодействовать, помочь друг другу?
- В каком мире Вам хочется быть сейчас, почему?
- Как вы думаете, что хотят сказать взрослые на вашем рисунке детям?
- Как вы думаете, что хотят сказать на вашем рисунке дети взрослым?
Все рисунки выкладываются в центр круга. Воспитатели сделали вместе вывод: Мир детства и Мир взрослых существует в неразрывной взаимосвязи друг с другом. Дети нуждаются в заботе, поддержке взрослых, взрослые черпают вдохновение и счастье, общаясь с миром детства (следует заметить, что лет через 30-40-50 все повторится с точностью до наоборот: мир взрослых будет нуждаться в заботе и поддержке детей, не забывайте об этом!).
В толковом словаре Д. Ушинского слово «праздник» разъясняется как «день массовых игр, развлечений, счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, приятным событием». Мы рассматриваем праздник в детском саду как уникальную возможность содержательного взаимодействия детей с родителями. Праздники в детском саду способны объединить Мир детей и Мир взрослых. Не секрет, что в настоящее время у большинства людей напряженная жизнь. Всем некогда. Общение родителей с детьми, в лучшем случае, ограничивается воскресной прогулкой, чтением сказки и назиданиями по разному поводу. В результате болезнью века является душевное отлучение детей от родителей. Некоторые из вас могут возразить по этому поводу, что мы стараемся для ребенка изо всех сил: дорогие подарки, вкусная еда, красивая одежда. А вспомните, когда вы последний раз играли с ребенком в его любимую игру? Вот и получается, что отдавая ребенку все, родители в то же время лишают его себя. А дети хотят быть рядом с вами, , вместе танцевать, вместе играть, вместе петь песни, радоваться вместе с вами. И потому приглашают вас на праздник. (Вручение приглашений на праздник.)
Почему же столько разговоров вокруг привычных праздников? Дело в том, что детям нравится, когда вы вместе с ними поете, танцуете, играете. А для того, чтобы сменить вашу традиционную позицию зрителя на позицию активного родителя, потребуются силы (моральные и физические). А как вы понимаете слова «активная позиция родителя»?
(Высказывания педагогов.)
Педагоги познакомились с правилами поведения на празднике, разделились на 3 группы. Каждый вписывал правила в специально подготовленную таблицу
Обязательно
|
Возможно
|
Запрещено
|
|
|
|
Варианты
- Курить
- Распивать пиво
- Распивать алкогольные напитки
- Громко смеяться
- Воспитывать своего ребенка
- Воспитывать всех окружающих детей
- Говорить комплименты
- Петь песни
- Читать стихи
- Танцевать
- Разговаривать по сотовому телефону
- Тихо сидеть на стуле
- Шуршать фантиками
- Откликаться на просьбы ребенка
- Мешать окружающим
- Обсуждать наболевшие проблемы с соседкой (соседом)
- Ворчать на окружающих
- Находиться в верхней одежде, шапке
- Иметь праздничное настроение
- Есть конфеты
- Жевать жвачку
- Фотографировать
- Подмечать красивые моменты и обращать на них внимание ребенка
Таким образом определили правила поведения взрослых (родителей) на празднике. У нас получился Праздничный кодекс.
(Зачитали варианты: что нельзя делать на празднике; что делать нужно обязательно)
Приняли Праздничный кодекс, который будет предложен родителя в каждой группе ДОУ. Выполнение родителями Праздничного кодекса позволит избежать нежелательных моментов на наших праздниках.
В конце педагогического практикума подвели итог: мир детей и мир взрослых взаимосвязаны, и не нужно их разделять, а нужно укреплять их отношения. Один из вариантов укрепления отношений с собственным ребенком – активное участие в организации и проведении праздников. Нужно быть внимательным к ребенку и принимать его таким, каков он есть, откликаться на его просьбы, желания. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.
В конце использовать прием «Свеча», где каждый участник практикума, передавал свечу с пожеланиями.
|