Понедельник
23.12.2024
20:03
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МДОУ Комсомольский детский сад "Ромашка"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [37]
Методические объединения [2]
Статьи МО
Инновационная деятельность [2]
работа творческой группы
Непосредственная образовательная деятельность [0]
НОД
Видеоклипы [0]
Видео, ролики

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Педагогические принципы и подходы к организации предметно-игровой среды ДОУ
Педагогические принципы и подходы
к организации предметно-игровой среды ДОУ
Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма.
Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра — источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л. С. Выготский.
На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение; при этом другие виды деятельности существуют как бы параллельно. Именно в связи с развитием ведущей деятельности в психике ребенка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, способствующие переходу ребенка на более высшую ступень развития (Д. Б. Эльконин). Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сто¬рон личности ребенка.
Д. В. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно- потребностной сферы; преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка; формирование идеального плана; развитие произвольности действий. В связи с этим предметом особого внимания в ДОУ должна стать предметно-игровая среда, которая обеспечивает условия для деятельности и зону ближайшего развития каждого ребенка с учетом индивиду¬альных способностей.
Предметно-игровая среда является частью развивающей предметной среды. В ДОУ создаются условия для игровой деятельности на участке, в групповой комнате, в компьютерно - игровом комплексе или других функциональных помещениях, предназначенных для игр детей (театральная студия, твор¬ческая мастерская, комната развивающих игр). Организация пространства должна предоставить возможность для многова¬риантных игр. Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы — своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Разработанные В. А. Петровским и его коллегами прин¬ципы построения развивающей среды в полной мере можно отнести и к организации предметно-игровой среды, но при этом дополнить их и на некоторых остановиться более подробно.
Рассматривая данный вопрос, С. Л. Новоселова отмечала, что предметно-игровая среда в современных дошкольных уч¬реждениях должна обеспечивать право ребенка на игру. В по¬следнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а время на игру сокращается. Свобода достижения ребенком своего права на игру является основополагающим принципом, который реализуется в выборе темы, сюжета игры, необходимых игрушек, места и времени для организации различных видов игр.
Принцип универсальности предметно-игровой среды по¬зволяет изменять игровую среду, трансформировать ее в со¬ответствии с замыслом, моделировать развитие игры, сделав ее насыщенной, мобильной и развивающей.
Принцип систематичности предполагает целостность всех элементов игровой среды. Предметно-игровая среда не должна быть перенасыщена, а ее пополнение зависит от приоритетности игр детей в соответствии с возрастом и от раз¬вивающей сущности игры. Следует больше внимания уделять играм-экспериментированиям, сюжетно-отобразительным иг¬рам, сюжетно-ролевым и режиссерским, т. е. самостоятельным играм, благодаря которым происходит развитие ребенка.
В последнее время во многих ДОУ компонентами пред¬метно-игровой среды стали игротеки, театральные студии, творческие мастерские и т. д., где собирается игровой материал по видам. Он достаточно разнообразен, эстетичен, имеется в необходимом количестве. И эти функциональные помещения, безусловно, радуют детей, но при этом предметно-игровая сре¬да в групповой комнате обедняется и не может служить целям развития ребенка-дошкольника. Специально выделенные помещения дети посещают по расписанию, что ограничивает их свободу выбора в реализации своих игровых замыслов. При создании игровой среды в ДОУ следует сохранять равноцен¬ность оснащения функциональных и групповых помещений, помнить о том, что игра не должна быть дозированной, и по-требность в ней необходимо максимально удовлетворять.
В действующих программных материалах большое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды. В про¬грамме «Истоки» развивающая предметная среда определяется как «система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и ее личности». Авторами программы «Детство» развивающая предметная среда представлена как «развивающая материальная среда», организация которой за¬ключается в подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы и т. д. В программе «Радуга» «предметно-развивающая среда» рассматривается как «серьезная поддержка слову педагога в виде различных средств наглядности для форми¬рования у ребенка правильных, неискаженных представлений о мире» и т. п. Проведенный анализ программных и методических материалов по дошкольному образованию позволил установить, что хотя в них в той или иной степени рассматривается развиваю¬щая предметная среда, однако вопросу ее организации уделяется недостаточно внимания.
Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ве¬дущее место, поэтому очень важно знать, по каким критериям подбираются эти материалы.
В настоящее время рынок игрушек преподносит нам массу сюрпризов: игрушки низкого качества часто оказывают отрица¬тельное влияние на психическое и физическое здоровье детей.
В целях развития личности и защиты интересов детей Министерством образования Российской Федерации были разработаны необходимые документы по психолого- педагогической экспертизе игр и игрушек. (Письмо Министерства образования РФ от 26.05.99 г. № 109/23-16 «О проведении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек» и Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 г. № 1917 «Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».)
Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:
• провоцировать ребенка на агрессивное действие;
• вызывать проявление жестокости по отношению к персона¬жам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник, взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки;
• провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравст¬венностью и насилием;
• вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обла¬дающие следующими качествами:
• полифункциональность (возможность широкого исполь¬зования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышле¬ния и других качеств);
• дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомление с цветом и формой, нали¬чие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);
• возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, на¬пример, для коллективных построек);
• высокий художественно-эстетический уровень либо при¬надлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.
Многие теоретики считают, что игра для ребенка — это его работа. Поддерживая игру детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, узнавать о существующих различиях, приоб¬ретать самостоятельность и учиться у сверстников.
И в этой связи следует помнить, что в каждой возрастной группе должны быть созданы условия для всех видов игр, которые целесообразно размещаются по групповой комнате и создают возможность детям играть, не мешая друг другу. Планируя и создавая игровые пространства, воспитатель продумывает их сочетание. Например, место для строитель-ства должно быть достаточно просторным, чтобы там могли одновременно заниматься несколько человек, все вместе или каждый самостоятельно создавать свои сооружения. Пол не¬обходимо застелить ковром, что создаст удобство и уменьшит шум. Все необходимое для сюжетно-ролевых игр размещается вблизи со строительным материалом, т. к. создание построек обеспечивает материальную сторону данных игр.
Таким образом, предметно-игровая среда является час¬тью развивающей предметной среды.
Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому очень важно знать, по каким крите¬риям подбираются эти материалы (полифункциональность, возможность применения в совместной деятельности, дидак¬тическая ценность, эстетическая ценность).
Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. В психологии и педагогике доминируют идеи широкого использования игры в процессе воспитания детей, что свя-зано с определяющим ее значением для формирования самых существенных психических образований
Категория: Мои статьи | Добавил: Elena (24.03.2013) | Автор: Якк Елена Владимировна E
Просмотров: 5014 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Block title
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Поиск

Друзья сайта